Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)– физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссиейи препятствующие получению образованиябез создания специальных условий.
Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования.
Выбор образовательной организации — право родителей (законных представителей).
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.
Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
·Образовательные программы (АООП) , методы обучения и воспитания;
·учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
·технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
·предоставление услуг ассистента (помощника);
·обеспечение доступа в здания организаций.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Совершенствование материально-технического обеспечения современным учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими средствами являются современными требованиями к образовательному учреждению. Особое внимание в школе уделяется насыщению образовательного процесса современным компьютерным оборудованием, а также освоению и использованию ИКТ. Специально оборудованных учебных кабинетов,приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата - нет; лицами с нарушениями слуха, с нарушениями умственного развития – используются все имеющиеся кабинеты.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованных объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата – нет; лицами с нарушениями слуха, с нарушениями умственного развития – используются все имеющиеся кабинеты.
Специально оборудованных объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата – нет; лицами с нарушениями слуха, с нарушениями умственного развития – используются все имеющиеся кабинеты.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека расположена на первом этаже основного здания школы. Она занимает изолированное, приспособленное помещение – комнату площадью12 кв.м. Комплектование библиотеки специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов не предусмотрено.
Режим работы библиотеки – с 8.00 до 16.00 (понедельник - пятница) без перерыва на обед.
Библиотека работает по плану, утверждённому директором школы.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивный зал расположен на 1 этаже. В зале имеется спортивное оборудование и инвентарь.
Доступа к объектам спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата - нет; для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения,с нарушениями умственного развития – доступ к объектам спорта не ограничен.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации учащиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски, диапозитивы. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу. Во время демонстрации учитель выбирает позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса. В процессе обучения также используются технические средства обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.
Печатные(учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, и т.д.);
-таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому языку, литературе, технологии, химии, начальным классам;
-карты по истории и географии;
-картины по русскому языку, литературе;
-портреты по всем учебным предметам;
-натуральные объекты по биологии;
-модели, муляжи по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;
-лабораторное оборудование по физике, химии, биологии.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения лиц с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и инвалидов на территории школы имеет асфальтированная дорожка. В целях создания без барьерной среды, обеспечения доступности помещений в школе: · установлен пандус
Специальные условия питания
В организации имеется столовая на 30 мест, в т.ч. приспособленных для детей с инвалидностью и ОВЗ. Организовано бесплатное питание для учащихся начальной школы с ОВЗ и инвалидностью.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание обучающихся осуществляет фельдшер ФАПа, закрепленный за образовательным учреждением по договору с ЗЦРБ.
Имеется график вакцинации обучающихся, который своевременно выполняется. Медицинский работник отслеживает уровень заболеваемости
обучающихся, проводит профилактические мероприятия,в том числе по
профилактике гриппа и ОРВИ, кишечных инфекций. Проводятся плановые
медицинские осмотры обучающихся.
Школа имеет декларацию пожарной безопасности. Пожарная безопасность
обеспечена выполнением в полном объеме требований пожарной
безопасности,установленных техническими регламентами, принятыми в
соответствии с Федеральным Законом «О техническом регулировании». В
здании школы имеются эвакуационные выходы. Для обеспечения
необходимого уровня безопасности людей на случай пожара здание
оборудовано автоматической системой пожарной
сигнализации, обеспечивающей систему передачи извещений о пожаре на
пульт центрального наблюдения пожарной части. Все огнетушители
регулярно проверяются и приобретаются в случае окончания срока службы
огнетушителя.Сотрудники школы проходят плановый и вне плановый
инструктаж и по технике безопасности, пожарной безопасности,
антитеррористической безопасности, охране труда. В соответствии с Планом
основных мероприятий по проведению месячника по активизации пожарно-
профилактической работы на объектах с массовыми (или) ночным
пребыванием людей проводятся практические занятия с обучающимися и
работниками школы по отработке плана эвакуации в случае возникновения
пожара и других ЧП. Ведутся журналы проведения для обучающихся
вводного инструктажа по соблюдению ТБ и ППБ,техники безопасности и
охраны труда для обеспечения безопасной работы в специализированных
кабинетах(информатика,физика,химия).
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития – не ограничен.Доступен в кабинетах, куда проведен высокоскоростной интернет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к электронным образовательным ресурсам обеспечен для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Это официальные сайты Министерства образования и науки, Федеральный портал "Российское образование", "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов" и др. На каждом ресурсе имеется версия для слабовидящих.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБОУ "СОШ №5 ст. Зеленчукской" имеются специальные технические средства обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями:
-ноутбук
-микрофон;
-наушники;
-сенсорная интерактивная доска
-телевизор
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
В МБОУ "СОШ №5 ст. Зеленчукской" отсутствуют общежитие и интернат.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет.